История полиграфии

07.02.2013
Полиграфия прошла длительный и сложный путь развития. Все началось очень давно в Поднебесной стране Китай. Самая древняя из сохранившихся книг была напечатана именно там в 868 г.н.э. и называется "Алмазная Сутра". Эта книга была создана Вангом Джи и бесплатно распространялась во имя буддийских духовных ценностей. Книгой, в современном понимании, это назвать сложно, так как текст напечатан на отдельных листах бумаги, свернутых в длинный свиток. Данный метод печати называется "ксилография". И с помощью этой примитивной технологии создавались настоящие произведения искусства. Основа такой печати очень проста: текст писался от руки на тонкой бумаге, этот листок потом лицевой стороной прикладывался к деревянной дощечке. Чернила переходили на дощечку, а мастер выполнял гравирование, углубляя те места, где их не было. Затем на дощечку наносили краску, и с помощью ее можно было сделать оттиск. Такую дощечку мастер мог выгравировать за 20 минут. Уже в 14 веке появилась цветная печать. Для того, чтобы получить изображение требовалось множество дощечек, каждая из которых соответствовала какому-либо цвету. Второй виток развития полиграфии - наборные литеры (книгопечатание), что предполагает печатание текста с наборной формы, составленной из отдельных элементов (литер). Термин книгопечатание применяется, когда говорится об истории изготовления печатной книги, а уже для современного книгопечатного производства чаще используют термин "полиграфия". Революция в печати связана с созданием первой плоскопечатной машины Кенингом. 29 ноября 1814 года впервые был отпечатан первый номер газеты "Таймс" в Лондоне. Эта машина могла печатать до 800 оттисков в час (против 150 - на ручном станке и 400 - на тигельной машине). Далее развитие полиграфии пошло стремительными темпами, и уже сейчас мы имеем большой ассортимент разнообразных машин с огромными возможностями. Думаю, стоит упомянуть работу киевских полиграфистов, так как мы живем в Киеве и должны гордиться достижением наших соотечественников. В Киеве находилось более половины всех крупнейших полиграфических предприятий империи Романовых. Особых успехов добился наш соотечественник Стефан Васильевич Кульженко (1836-1906), с которым связана целая эпоха в развитии печатного дела в Украине. Он совершил настоящий прорыв, создав в Киеве мощный полиграфический центр воистину европейского уровня. Если Вы сравните работы типографии Кульженко с другими, то поймете, что на тот момент равных "продукту" марки "Типолитография С.В.Кульженко" нет. Характерной, можно сказать, эксклюзивной особенностью буквально всей продукции, которую производил киевский промышленник, было чрезвычайно высокое ее качество. А ведь это тысячи наименований книг, альбомы, фоторепродукции, литографии, брошюры, газеты, журналы, открытки, конверты, канцелярские принадлежности, производство бумаги. Таков неполный перечень "интересов" неутомимого профессионала своего дела. С этим "валом" мог справиться только одаренный и неординарный человек, который прошел все ступени пути наверх. Три года учебы в духовном училище при Софийском соборе, страшная нищета. И наконец, в 1848 году Стефан делает первый шаг - поступает в Киевскую типолитографию венгра И.Вальнера учеником. Очень скоро мальчик становится незаменимым, овладевает всеми тонкостями профессии; он единственный научился обслуживать скоропечатную машину и даже обучает работе на ней печатников-послушников из типографии Киево-Печерской лавры. Насколько тяжелой была работа, говорит тот факт, что даже в 90-е годы ни одна типография (в том числе и самого С. Кульженко) не имела вентиляции и продолжала использовать почти дармовой труд учеников. После двум компаньонам становится тесно под одной крышей. "Развод" был цивилизованным. В августе 1874 года Стефан Васильевич уже самостоятельно арендует типографию, а на следующий год открывает знаменитый в дореволюционное время писчебумажный магазин на Крещатике. На повестке дня - расширение дела. И Кульженко решается на рискованный шаг. Это сейчас улица Пушкинская (тогда Ново-Елизаветинская) в Киеве - самый что ни на есть центр. А во второй половине XIX века "улицы", примыкающие к Крещатику с запада и юго-запада, представляли собой необустроенные участки с цепью валов. Так что купить землю здесь мог лишь человек уверенный в своих силах. Открылась "золотая эра" в жизни предпринимателя. Фотолитотипография на Ново-Елизаветинской,4 была оборудована пятью большими скоропечатными станками, приводимыми в действие паровыми двигателями, а также четырьмя малыми типографическими прессами и тремя литографическими станками. В 1887 году здесь работали 85, к началу XX века - 220, а в 1905 году - 300 человек. Даже для сегодняшнего дня эта цифра внушительная. Нельзя сказать, что у Кульженко не было конкурентов. Многие пытались бросаться в лихие кавалерийские атаки, но качество их продукции оставляло желать лучшего. Часто интриги заканчивались банкротством. Так, Кульженко в 80-90-х годах приобрел типографии Розенталя, Завадского. В 1897 году Стефан Васильевич выкупил типографию университета святого Владимира, приобретя для нее шесть электрических машин для скоропечатания. Вскоре он вместе с И.Чоколовым, Г.Фронцкевичем и К.Милевским становится у истоков создания школы для учеников типографий. Принимались в нее на трехгодичный курс дети 12-16 лет с символической платой - 30 рублей в год. Главным меценатом школы стал известный промышленник Никола Терещенко, внесший на ее счет 10000 рублей! С 1905 года занятия проводились в отдельном доме. Типография Кульженко была одной из шести наибольших типографий Киева, которые на протяжении нескольких десятилетий изготовляли 50% всей полиграфической продукции. Но благодаря своим иллюстрированным изданиям типография Кульженко составила конкуренцию лучшим издательствам Москвы, Санкт-Петербурга, Варшавы. В 1918 году сыну издателя Василию Кульженко было доверено печатать первые знаки Государственной казны - карбованцы. После прихода власти большевиков в Украину типография Кульженка была национализирована. Составлено по материалам еженедельника "Зеркало недели", газеты "Галицкие контракты", БЭЭ. Надеемся Вам было интересно читать этот небольшой экскурс в историю полиграфии и Вы для себя почерпнули что-то новое.